Предисловие
Для меня все выставки делятся на две категории, которые я выделила себе в уме, но не могла раньше полноценно описать и обосновать. Основываясь на сравнении этих двух типов, их кураторской стратегии и выбора художников, я бы определила их так:
- выставки-книги, т.е. ретроспективные монографические или групповые выставки, которые делают упор на хронологию (в большинстве случаев), а значит повествование развивает по линейному принципу.
- выставки-картины, где каждый элемент композиции, пусть даже самая незначительная его деталь, инвестирует в логику и ясность повествование, где внутри одной картины можно увидеть несколько эпизодов одной истории, где элементы композиции и персонажи могут быть иерархизированы или нет, и за этим всем стоит замысел художника.
Скажу вам сразу, что мой идеал выставки - это выставки-картины. По моему мнению, именно эти выставки по-настоящему соответствуют определению кураторский проект, несмотря на то, что выставки-книги тоже всегда сделаны профессиональными кураторами.
Выставки-хиты VS выставки-находки
Крупные монографические выставки в важных институциях (Центр Помпиду, Лувр, Музей Орсэ, Же де Пом и т.д.) всегда становятся событием в мире искусства, и конечно обязательным пунктом для посещения для искусствоведа.
Таких выставок я видела немало: ретроспективы Мунка и Кусамы в Помпиду, Беренис Аббот в Же де Пом и т.д.
Несмотря на то, что эти выставки организованы уважаемыми кураторами в серьезных художественных институциях, однако все они сделаны достаточно просто, по одной, проверенной годами схеме. Сценография всегда незамысловата: нас приглашают посетить лабиринт залов, построенных по хронологическому принципу. Все кураторские усилия здесь заключаются в анализе творчества художника, разделения на суксессивные этапы и попытке проследить эволюцию его творчества.
Однако, кураторам выставки Беренис Аббот в Же де Пом, названной просто "Фотографии" (уже настораживает, не правда ли?), не совсем удалось это сделать. Именно здесь у меня была навязчивая идея, что выставка была слеплена "из того, что было", что кураторы просто насобирали из разных музеев и галерей все, что нашли, и развесили в хронологическом порядке... Таким образом, многогранное творчество фотографа не сложилось в общую картину (лично в моей голове), а осталось раздробленными несвязанными кусками творчества...
На выставке Беренис Аббот
Приятным сюрпризом оказались два широко разрекламированных проекта - монографическая ретроспектива Ай Вэйвэя в Же де Пом и групповая монументальная выставка Danser sa vie в центре Помпиду.
Начнем с Ай Вэйвэя... Перед куратором (Urs Stahel) первой крупной ретроспективы в Париже "Сплетения" задача стояла непростая: соединить ранние нью-йоркские фотографии и более позднее творчество. Куратор поместил ранние работы в отдельные закуток, расположенный до входа в основную экспозицию. Таким образом получилось элегантное предисловие, как Ай Вэйвэй стал собой и кем он был в начале карьеры. Сердце же выставки, современное творчество было миксом из крупных проектов и известных работ, дополненый фотографиями из блогов. Здесь уже четкой хронологии не было, но все фотографии "работали" на раскрытие личности художника. В итоге, данная выставка стала огромным портретом художника, так любящего портреты и автопортреты. Куратору удалось отразить внутренний мир этого необычного человека и передать всю его незаурядность и активность.
на выставке Ай Вэйвэя
"Danser sa vie" (Танцевать свою жизнь)- еще одна нестереотипная выставка. Здесь кураторский коллектив поставил перед собой задачу сделать междисциплинарный проект, который бы объединил коренные переломы в истории танца и их влияние на искусство 20 века. Выставка, конечно, поражает своим размахом и охватывает период от Матисса и Пикассо до актуальных художников, соединяя изыскания новой эстетики танца, изучение движений и авангардные костюмы для балета, разработанные художниками... Здесь конечно без хронологического подхода, выставка была бы невыразительной и невнятной. Однако такая стратегия здесь на руку основной идеи кураторов, что танец и искусство идут рука об руку и взаимовлияют на протяжении всего столетия.
На выставке Danser sa vie
Хотелось бы еще отметить три выставки в маленьких независимых пространствах, которые я бы назвала хорошо проработанными кураторскими проектами.
1. "Пара докса" в Галерее Нантерра, куратор Frédéric Dumond
Эта выставка, сделанная по заказу городского самоуправления в честь трагической годовщины убийства мирных манифестантов, рассматривает понятие исторического события, его субъективности, медийности и влияния на жизнь обычного человека. Таким образом, оттолкнувшись от этого события, куратор затронул и арабские революции, и наводнение в Японии и другие не менее знаковые события последних лет. Объединив звездный состав участников, среди которых Джереми Деллер с его "Битвой при Огреве", Клэр Фонтэн, Харун Фароки, смешав фотографию, видео, флюксус и параллельную программу чтения отрывков из книг и просмотров фильмов, куратору удалось в 25 кв. метрах сделать настоящий насыщенный неординарный и яркий кураторский проект.
2. Более классический кураторский проект типа "картина", я видела в фотогалерее Le Bal. Групповая выставка под названием "Топография войны", курируемая JEAN-YVES JOUANNAIS и DIANE DUFOUR, отличается своим свежим взглядом на такую казалось бы избитую тему как война. Под лозунгом "География служит прежде всего для того, чтобы воевать.", сквозь призму географии и типографии, мы видим отражение войны в разрушенных пейзажах, разбитых жизнях, покинутых военных базах... Интересно, что одним из экспонатов было скандальное видео от Wikileaks.
на выставке "Topographies de la guerre"
Ну и последняя выставка, на которую хотелось бы обратить внимание, подготовлена кураторами-экспериментаторами из галереи Бетонсалон. Кураторский проект, который я видела, назывался "Одна легенда скрывает другую" и поднимал проблему создания этнологических музеев. Имеем ли мы право помещать реликвии "отсталых" африканских племен в музей? Пересекая этнологию, музееведение и современное искусство, кураторы задают вопросы о статусе произведения искусства, о роли музея, вопросы музейной этики. Актуально и глубоко.