Паблик-арт и контекстуальное искусство имеют особое место в современном обществе. Это связано, во-первых, с концептуальными, личными и идеологическими амбициями художника - например, затронуть наиболее широкую публику и/или заставить задуматься над общественными проблемами и др., а также, во-вторых, с желанием культурных организаций и местных администраций сделать из искусства инструмент своей культурной политики. Именно поэтому кураторство художественных проектов и выставок в общественном пространстве, кажущееся по-ложному простым и достаточно независимым от всяческих институций, на самом деле совсем таким не является. Давайте рассмотрим поподробнее все подводные камни работы с общественным пространством в деятельности куратора.
|
скульптура Джереми Деллера на пл. Invalides, Париж |
Что такое « общественное пространство »?
Наверное, это один их самых важных вопросов, который нужно себе задать, работая с общественным пространством. Ответ на этот вопрос искали философы и социологи разных эпох и поколений, а само определение и границы общественного пространства значительно изменились. Так, например, если древнегреческие философы понимали под общественными пространствами агоры, бани и другие места массового скопления людей, современные ученые (Хабермас) включают в это понятие также средства массовой коммуникации.
Кому принадлежит общественное пространство?
Вот риторический вопрос, который снова скрывает подводные камни. Разумно было бы ответить, что общественное пространство принадлежит всем и каждому, то есть обществу. А значит мы может его использовать как угодно и в любое время. Однако это чересчур наивное и идеалистическое видение.
Во Франции общественное пространство управляется и даже принадлежит (не побоюсь этого слова) государству и его различным уровням власти - городу, области, региону и т.д. Поэтому чтобы организовать выставку или фестиваль, установить скульптуру или провести перформанс, нужно запросить разрешение в местной мэрии, которая вам может и отказать по тем или иным причинам, если ей что-то не понравиться…
Приведу конкретный пример: в 2016 году я организовала фестиваль современного искусства в общественном пространстве Itinéraire Bis (подробнее об этом в следующий раз), и одна из инсталляций была практически испорчена местной полицией, несмотря на наличие разрешений и согласование с местной администрацией. По всей видимости, рядовые полицейские не были проинформированы о наших проектах и сочли своим долгом убрать « хулиганскую инсталляциию », якобы нарушающую порядок… Без комментариев…
Искусство в общественном пространстве более доступно зрителю?
Для кого мы все это делаем? - еще один важный вопрос в замысле и реализации художественного и кураторского проекта в общественном пространстве. Публика - центральное звено в искусстве: как говорил Марсель Дюшан, « это смотрящий создает произведение искусства ».
Социологи культуры (Nathalie Heinich) выяснили, что пространства музеев и галерей впечатляют и отпугивают людей, в привычку которых не входит регулярное посещение этих культурных мест. Язык искусства, заявляющий о себе как об универсальном языке, им непонятен и незнаком, что не может не играть негативную роль в этой ситуации.
Решение этой проблемы посредством разрушения этих невидимых барьеров и перенесения искусства из музея на улицу, - стало одной из предпосылок распространения паблик-арта. Однако, если неподготовленный зритель столкнется в общественном пространстве с концептуальным произведением искусства, сможет ли он полностью его понять, оценить и насладиться? Наверное, образно говоря, эта ситуация скорее всего будет похожа на встречу двух людей, говорящих на разных языках и неспособных построить полноценный диалог. Именно поэтому, работая с общественным пространством очень важно подготовить зрителя, посредством медиации или образовательной программы, а не рассчитывая только на «силу искусства».
Искусство в открытом доступе : проверка на прочность
Как мы уже выяснили выше, общественное пространство может принимать различные формы : от улицы, парка до общественного здания или Интернета. Из этого следует, что паблик-арт может быть в более или менее открытом доступе для публики, а это значит более или менее охраняемым от вандализма.
Очевидно, что уже на стадии художественного замысла куратор и художник должны принять решение о материалах, из которых будет сделано произведение, а также о его монументальности и дальнейшей судьбе. Как произведение переживет контакт с публикой? Останется ли оно нетронутым или исчезнет потихоньку на глазах у зрителя? Будет возвращено художнику или уничтожено по окончанию выставки? К сожалению, на моей памяти много примеров того, как паблике-арт был разрушен сразу или понемногу в течение выставки, причем не всегда такая судьба объекта была запланирована изначально организаторами и художниками. На мой взгляд, решения может три: использовать более прочные материалы, вести образовательную работу со зрителями (произведение, которое нравится и ценится, не будет, скорее всего, разбито или разорвано на кусочки), или же смирится сразу с его недолговечностью и предвидеть это…
Сила рекламы
Отличная PR-кампания - это хороший способ, чтобы подготовить публику к неожиданной встрече с паблик-артом : « предупрежден, значит вооружен ». Она должна сопровождаться образовательной программой.
Порой, если жители города непроинформированы о выставке паблике-арта, событие может просто-напросто пройти незамеченным, несмотря на то, что тысячи потенциальных зрителей будут проходить мимо арт-объекта и даже не полюбопытствуют о его происхождении…
Сделать информационный стенд - отличная идея, но этого не всегда достаточно : ведь зачастую люди обходят такие места стороной, нерешаясь подойти и потревожить…
Надо изобретать новые формы коммуникации об выставках паблик-арта, которые могли бы покрыть самую широкую аудиторию…
Таковы несколько уроков, которые я вынесла из проектов паблик-арта, в которых я участвовала или которые я курировала. Тема общественного пространства - очень многообещающая и позволяет множество экспериментов, как с форматов выставок, так и в плане искусства. Именно поэтому, я скорее всего еще буду не раз к ней обращаться. И вам того же желаю!