Наверное, работать куратором в крупном и известном музее - мечта любого молодого куратора. Какую должность занимает куратор во французском музее, каковы его обязанности и как устроиться на такую вакансию? Ответы на эти вопросы - в этой статье.
Для начала, стоит отметить, что куратор переводится на французский язык как commissaire d'expositions. Однако, как однажды заметила моя преподавательница Сесиль Дюмулан, начальница отдела образовательных программ в музее MUCEM, "куратор - это не профессия, это функция". Иными словами, не обязательно быть музейным работником, чтобы организовывать выставки, так же как и не каждый музейный работник выполняет функции куратора. Проще говоря, во французских музеях функцию куратора, а именно научно- концептуальную работу, а также менеджерские обязанности выполняет conservateur du patrimoine, то есть "хранитель культурного наследия". В его компетенцию входит также изучение, классификация, хранение, поддержание хорошего состояния или заказ реставрации, привлечения внимания и валоризация экспонатов музея.
Хранитель работает с коллекцией музея, изучает её и готовит тематические или монографические выставки, чтобы показать старые работы "в новом свете". В этом то и есть основное отличие куратора музея от его коллеги, работающего в структурах ассоциативного типа: ассоциации, центры современного искусства, кунст халле, у которых нет постоянной коллекции, которые заказывают производство работ для каждой новой выставки.
Зачастую, хранители привлекают к сотрудничеству ко-кураторов-консультантов, commissaires associés, философов, социологов, и других ученых, специалистов в узких областях, как правило, далеких от художественных вопросов для консультации по той или иной теме. Так, например, для организации в музее MUCEM выставки "Au bazar du genre. Féminin / Masculin en Méditérannée" (c фр. Гендерный беспорядок. Женское / Мужское в Средиземноморском регионе) два хранителя музея выступают в роли кураторов : Denis Chevallier, этнолог, в качестве главного куратора, и Jean-Roch Bouiller, в качестве ко-куратора, специализирующегося по современному искусству.
Для начала, стоит отметить, что куратор переводится на французский язык как commissaire d'expositions. Однако, как однажды заметила моя преподавательница Сесиль Дюмулан, начальница отдела образовательных программ в музее MUCEM, "куратор - это не профессия, это функция". Иными словами, не обязательно быть музейным работником, чтобы организовывать выставки, так же как и не каждый музейный работник выполняет функции куратора. Проще говоря, во французских музеях функцию куратора, а именно научно- концептуальную работу, а также менеджерские обязанности выполняет conservateur du patrimoine, то есть "хранитель культурного наследия". В его компетенцию входит также изучение, классификация, хранение, поддержание хорошего состояния или заказ реставрации, привлечения внимания и валоризация экспонатов музея.
Хранитель работает с коллекцией музея, изучает её и готовит тематические или монографические выставки, чтобы показать старые работы "в новом свете". В этом то и есть основное отличие куратора музея от его коллеги, работающего в структурах ассоциативного типа: ассоциации, центры современного искусства, кунст халле, у которых нет постоянной коллекции, которые заказывают производство работ для каждой новой выставки.
Зачастую, хранители привлекают к сотрудничеству ко-кураторов-консультантов, commissaires associés, философов, социологов, и других ученых, специалистов в узких областях, как правило, далеких от художественных вопросов для консультации по той или иной теме. Так, например, для организации в музее MUCEM выставки "Au bazar du genre. Féminin / Masculin en Méditérannée" (c фр. Гендерный беспорядок. Женское / Мужское в Средиземноморском регионе) два хранителя музея выступают в роли кураторов : Denis Chevallier, этнолог, в качестве главного куратора, и Jean-Roch Bouiller, в качестве ко-куратора, специализирующегося по современному искусству.
MUCEM, Au Bazar du genre. Féminin/masculin en Méditerranée, 7/06/2013 - 6/01/2014. |
Конечно, в качестве ко-куратора может быть приглашен и независимый куратор или критик извне, но, чтобы французский государственный музей на это пошел, это должна быть по-настоящему "звезда" международного уровня...
Что же касается трудоустройства во французский музей... Если вы мечтаете поступить во французский вуз, отучиться на искусствоведа и потом искать работу во французском музее, я вас предупреждаю: все не так просто, это нереализуемые мечты! Во-первых, музеи - это государственные институции, и чтобы устроиться в него на работу, нужно пройти конкурс на государственную должность. Только, чтобы получить право в участие, нужно быть либо французом по национальности, либо хотя бы из другой европейской страны...
Но это еще не все! Во-вторых, успешно пройти этот экзамен и набрать нужно количество баллов, еще не значит, что для вас найдется свободная вакансия в музее, который вам нравится! Нужно быть готовым к переезду на другой конец Франции, или же ждать освобождения места в музее некоторое время. Более того, если вы не найдете работу в качестве хранителя в течение года или чуть дольше, вам придется пересдавать экзамен!
Ну и наконец, конечно, в музей можно устроиться и без конкурса, по контракту, но для этого нужно иметь оооочень много профессионального опыта, или же быть очень узкопрофильным специалистом, чьи компетенции идеально бы совпадали с тематикой музея...
Спасибо за прочтение и удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий