понедельник, 26 июня 2017 г.

[Кураторство в лицах] Гийом Дезанж / Guillaume Désanges

copyright : http://aicafrance.org/portrait-de-guillaume-desanges/ 


Имя: Гийом Дезанж
Страна: Франция
Образование: Искусство, коммерческая деятельность
Кураторский стиль: куратор- драматург
Известные проекты:
Une histoire de la performance en 20 min, 2004 - ...
Esprit français, Maison rouge, Paris, 2017


Родившийся в 1970-е года, Гийом Дезанж получил образование по специальностям « Коммерция » и « Визуальные искусства и мультимедиа ». Он очень рано начал работать в культурной сфере, координируя многочисленные проекты : « 24H Фуко », « Хрупкий музей Альбине Томаса Хиршхорна », « Посвящается Анри Ланглуа » .... С 2001 по 2006 он исполняет обязанности генерального секретаря Лабораторий Обервилье, сделав их одной из важнейших институций современного искусства. Выставки, которые он организовал, и тексты, которые он написал (Trouble, Exit Book, Exit Express), ставят под вопрос в оригинальной и игровой манере, различные формы критики. Французский журнал о сценических искусствах Mouvement назвал в 2015 году Гийома Дезанжа « без сомнения одним из наиболее креативных французских кураторов с 2000 годов ». (1)

История одного проекта


« Une histoire de la performance en 20 min »: кураторство как перформанс


В 2004 году куратор Гийом Дезанж дает первую лекцию « История перформанса за 20 минут », которая согласно пресс-релизу « может считаться живой выставкой ». Этот проект рождается в результате двух вызовов, которые куратор ставит перед собой: 
  1. « А если бы я пересказал историю перформанса за 20 минут? » 
  2. « Испробовать историю тела в искусстве как историю молчания перед художественным дискурсом », вычленяя её из исторического контекста. 
Несмотря на наличие визуальных кодов лекции - стол, стул, лектор и зрители, - она не совсем обычная : куратор представляет достаточно субъективную версию истории, близкую по стилю речи скорее к литературному повествованию, чем к научному докладу. « Я хотел попробовать сделать историю перформанса, вырывая её из социального, исторического и политического контекста, и сосредоточиваясь на эмоциональных и концептуальных взрывах, которая она выражает в изображениях: последовательность определяющих, а не определенных жестов. И чтобы подчеркнуть эту точку зрения, вместо того, чтобы показывать картинки, я попросил актера продемонстрировать вживую эти культовые изображения Джины Пане, а также Вито Аккончи, Ники де Сен-Фалль, Криса Бердена, Брюса Наумана и т.д. Одно тело, в костюме, воспроизводящее без различия жесты женщин и мужчин, одетых или нагих». (2) 

Таким образом « История перформанса в 20 минутах » - не просто лекция, а скорее лекция-перформанс, пьеса, написанная и срежиссированная Дезанжем. Этот художественный жанр существует уже несколько десятилетий и практиковался такими художниками, как Эрик Дюкаерц (Éric Duyckaerts), например.





Создав эту « живую выставку », куратор проникает на территорию художников, становясь автором выставки. Можно задаться вопросом : какова на самом деле его роль в проекте - куратор ? « мета-художник » как сказал бы Даниэль Бирнбаум ? перформер ? Дезанж дает на этот вопрос достаточно четкий ответ, совсем не отрицая художественную составляющую проекта: « С этими лекциями, которые я считаю устными выставками, я всегда себя позиционировал как художниками по одной простой причине: если я сам должен бы их оценивать как критик, я их посчитал бы художественно слабыми. Я верю, что их критический, теоретический и даже педагогический горизонт являются доминирующими по отношению к их художественной составляющей »(3). Эти слова подтверждаются многочисленной документацией, существующей в Интернете. Мы может заметить, что в отличии от классической лекции, в которой лектор - уникальный специалист, обладающий редким и узкоспециализированным знанием и - следовательно, не заменим, во время исполнения этой очень востребованной лекции, происходили некоторые вариации: эта лекция - это скорее пьеса с двумя действующими лицами, которая может быть исполнена разными актерами. 

Этот проект принес Гийому Дезанжу мировую известность и был выставлен крупнейшими институциями современного искусства, в том числе Биеннале перформанса Performa. Однако не все критики разделяют эту хвалебную оценку: так, например, Лор Габлие (Lore GABLIER), участница 15-ой сессии кураторской школы Эколь дю Магазин замечает (4) некоторые несоответствия между проектом куратора и получившимся результатом: « Парадоксально, что протокол, предложенный Гийомом Дезанжем и основанный на желании уйти от всяческой исторической интерпретации, демонстрирует все же конвенционный и широко историцизированный подход ». Она ставит также под сомнение желание Дезанжа « считать историю перформанса, как историю жеста »: по её мнению, в проекте понятие жест « классифицировано и сужено до нескольких действий - падать, кусать, кричать … », в то время как « тело доведено и подчинено форме зрелищности». В результате вырывания перформативных жестов из их временного измерения, они становятся « близкими к статуям и разбитыми на образцы », теряя таким образом « их странность и становясь в каком-то роде бурлеском ».


Лекции-конференции принесли Гийому Дезанжу мировую известность и стали его визитной карточкой. Так, в какой-то момент куратор осознает, что становится заложником своей славы (см. интервью) и пытается отказаться от этого формата. Постоянно ставя под вопрос выставочный формат и художественную критику, он сделал недавно несколько других скандальных проектов, как, например, выставка « L’esprit français : les contre-cultures 1969- 1989» в 2017 году в парижском Maison rouge. В ней куратор совместно с Франсуа Пироном предлагает в некотором роде альтернативную историю искусства, показывая маргинальные произведения, которые не вошли в учебники искусствоведения и коллекции крупных музеев.



Список литературы

1. « Je travaille à partir de mon ignorance », беседа с Гийомом Дезанжем.
2. « Toute exposition devrait être une forme de critique institutionnelle », беседа с Гийомом Дезанжем.
3. там же
4. Из архива 15-ой сессии Эколь дю Магазин. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий