Выставка « Soulèvements » (Восстания) в парижском Jeu de Paume, курируемая философом и социологом Жоржем Диди-Юберманом, предлагает зрителям тщательный анализ этого термина и в панораме многочисленных художественных произведений и исторических документов. Однако, несмотря на весь вес и уважение куратора в сфере искусства и культуры, выставка получила довольно не однозначную критику. Почему? Читайте в этой статье.
О кураторе
Жорж Диди-Юберман - философ, социолог и искусствовед. Он автор многочисленных научных трудов по истории и философии искусства.
В трудах Диди-Юбермана « изображения не только вызывают сильные эмоции, но еще и носят в себе следы страданий и страстей, закопанные под слоями истории, и кажутся таким образом способными отделяться от времени и повествования ». (1) Он изучает феномены их выживания и анахронизма. Его критическая интерпретация изображений, подчиняющаяся систематически языку, находит свое выражение в радикально новом к ним подходе и их силе.
В 80-х годах Диди-Юберман знакомится с трудами Аби Варбурга, которые оказывают на него огромное влияние. По словам Диди-Юбермана, « Варбург - для искусствоведения, то же, что и Ницше - для философии ». Сегодня он называет себя учеником Варбурга.
В 2010 он курировал для мадридского музея выставку « Atlas », вдохновленную знаменитым произведением Варбурга. Большой атлас изображений, названный « Атласом Мнемозины », в честь греческой богини памяти и матери муз, представляет собой подборку тысячи фигуративных примеров разных эпох, в которых вся история изображений располагалась в такой манере, чтобы нам позволить увидеть фундаментальные проблемы западной культуры.
О выставке
В пресс-релизе на сайте Jeu de Paume, Марта Жили, директор музея, так объясняет приглашение Диди-Юберману организовать эту выставку: « В течение практически десяти лет, программирование выставок осуществляется с убеждением, что музеи и культурные институции XXI-его века не могут не интересоваться социальными и политическими вызовами общества, частью которого они являются.
Выставка « Soulèvements » задается вопросом о репрезентациях народов, в обоих смыслах - эстетическом и политическом. Как и для выставки « Atlas », Жорж Диди-Юберман основывается на исторической и теоретической работе, которую он ведет в течение нескольких лет параллельно с серией работ, озаглавленных L’Œil de l’histoire (Глаз истории) и которые затрагивают вопрос « выставки народов » также, как и эмоций, которые не должны быть исключены из политической антропологии ». Она также упоминает, что реализация этой выставки стала « идеальным интеллектуальным, музееграфическим и художественным вызовом », а концепцию выставки считает проявлением « безусловной релевантности » в современном социальном контексте. (2)
Выставка « Soulèvements » располагается во всех выставочных пространствах музея и занимает два этажа. Она анализирует тему восстания на примере художественных произведений и документов, начиная с гравюр Гойи до современных инсталляций, картин, фотографий, фильмов и видео без соблюдения хронологического подхода. Она разделена пять частей - « Элементы (раскованные) », « Жесты (интенсивные) », « Слова (произнесенные) », « Конфликты (разгоревшиеся) », « Желания (неразрушимые) ». Стоит отметить, что некоторые из этих понятий, вынесенных в заголовки, являются ключевыми (« слова », « желания » и прочее) в трудах Диди-Юбермана. Каждая из частей имеет несколько параграфов. Так например, во второй части выставки - « Жесты (интенсивные) » - можно отметить такое разделение основной идеи на параграфы:
- От угнетенного состояния до восстания;
- Ударами молотка;
- Руки поднимаются;
- La Рasión ;
- Когда тела говорят нет;
- Рты восклицают.
Это разделение на главы и параграфы находит свое воплощение и в выставочном пространстве: помимо экспликаций к каждой части, на стенах также обозначены подзаголовки параграфов, которые создают некий ритм сценографии, но и так же (иногда) иллюстрируют или иллюстрируются выставленными художественными произведениями и документами.
Стоит отметить, что тщательный план письменной работы и скрупулёзная иерархичность идей являются чуть ли не особенностью французского менталитета и безусловным показателем качества академического труда. Такое построение и изложение мыслей преподается ученикам еще со школы, а малейшее отклонение от такой схемы не приветствуется, и даже строго карается.
Но уместно ли перенесение такой модели из академической деятельности в выставочную?
Критика?
Анализ этой выставки помогает затронуть важные для кураторства вопросы:
- хороший ученый (искусствовед, философ) может ли автоматически стать хорошим куратором?
- в чем секрет хорошей выставки?
Вернемся ко второму видео, в котором куратор выставки объясняет свою концепцию и каким образом он хотел выстроить выставку. По словам Диди-Юбермана, он не хотел мыслить « категориями », а скорее намеревался создать « рассказ », который развивается в выставочном пространстве. Однако, подход куратора к выбору работ выходит за историко-искусствоведческие рамки : он полностью игнорирует исторический контекст экспонатов и смело развешивает Гойю бок о бок с современными художниками. Более того, его подборка работ кажется очень формалисткой: так, например, в параграфе « Простыни, ткани, флаги » мы видим действительно десяток произведений, в которых запечатлены эти объекты, в разделе « Руки поднимаются » или « Рты восклицают » показана панорама экспонатов, изображающих эти жесты.
Помимо того, можно задаться вопросом об связи текста и экспозиции… Желание куратора создать « рассказ » вызывает вопрос: экспликация сопровождает экспонаты, или же художественные работы иллюстрирует экспликационный текст? Текст Диди-Юбермана, расположенный на стенах и в раздаточном материале, настолько подробно анализирует понятие восстания, что он практически становится самодостаточным или, более того, тавтологией в сопровождении выставки. Таким образом и текст, и выставка могут существовать сами по себе.
Для примера, вернемся все к той же второй части « Жесты (интенсивные) ». Произведения искусства сопровожденны следующим текстом, посудите сами:
« Восстать - это жест. До того, как начать и хорошо провести добровольное и общее « действие », мы поднимаемся простым жестом, который приходит вдруг перевернуть угнетение, в котором до этого момента нас держало подчинение ( будь то из-за трусости, цинизма или безнадеги). Восстать - это выкинуть далеко бремя, которое лежало на наших плечах и нам мешало двигаться. Это сломать определенное настоящее - будь то ударами молотка, как того хотели Фридрих Ницше или Антонин Арто - и протянуть руки к будущему, которое открывается. Это жест надежды и сопротивления.
Это один жест, одна эмоция. Испанские республиканцы, чья визуальная культура была сформирована Гойей и Пикассо, а также фотографами, снимавшими в полях жесты освобожденных преступников, добровольных бойцов, детей и знаменитой Pasionaria Dolores Ibárruri, их полностью признали. В жесте восстания, каждое тело протестует всеми его частями, каждый рот открывается и восклицает в нет-отказе и в да-желании.»
Критика в прессе неоднозначна: если журналисты хвалят « размах работы » (3), говоря о выставке « хорошо продокументированной и умно представленной » (4), как о « визуальной энциклопедии жеста восстания, чье богатство и сложность оставляет изумленным » (5), то критикуется безусловный политический характер выставки, сценография и выбор работ, представляющий крайне субъективную картину мира:
- «Выставка, созданная Жоржем Диди-Юберманом, показывает как фетишизация знаков восстания трансформирует исторический дискурс в ностальгический репертуар ». (3)
- «Я вижу в ней, по моему мнению, музеефикацию восстания как такового, ставшего простым жестом в ослабленном, вторичном смысле, заточением восстания в музейных рамках ». (5)
- «Выставка « Soulèvements » состоит из разнородной коллекции. (…) Индивидуально, эти объекты нас цепляют, заставляя размышлять о человеческом состоянии и его недовольстве. Но подборка выставленных работ не располагает к глубокому размышлению, скользя с легкостью с одной мысли на другую. В действительности, сценография не старается ни информировать нас об истории, которую рассказывают произведения, ни составить внятную эстетическую совокупность ». (6)
- «То, что меня обеспокоит - это то, что есть текст и есть монтаж, если перефразировать Эйзенштейна. Этот текст и этот монтаж - одного автора, который так же куратор формулировок, сопровождающих работы на стенах и диктующих нам куда смотреть ». (7)
- «Жорж Диди-Юберман предлагает, по его словам, не искусствоведческую, не историческую, не антропологическую выставку, а « чувственное » предложение. Однако, его дискурс политический. Грубо говоря, проект Диди-Юбермана не только просто отрицает историю, но и предлагает довольно странную репрезентацию нашего настоящего: мир решительно этноцентричный, гетероцентричный, мужской, городской … Мир, где целлофановый мешок и судьба палестинцев находятся на одном уровне ». (8)
Занавес.
Ссылки:
1. IMAGES, PASSIONS, LANGAGES – AUTOUR DE L’ŒUVRE DE GEORGES DIDI-HUBERMAN, конференция о трудах Жоржа Диди-Юбермана
2. Сайт выставки
3. Jean-Michel Frodon, « L’exposition «Soulèvements», éloge nostalgique de la révolte », in Slate.fr, 19.10.2016
4. Elise Boutié, « Soulèvements », in Timeout.fr, 21.10.2016
5. Lunettes Rouges, « Des soulèvements bien encadrés », in Lemonde.fr blogs, 24.10.2016
6. Alexis de la Ferrière, « Soulèvements », les émotions collectives interrogées au Jeu de Paume », in Narthex.fr, 9.11.2016
7. Блог Elisabeth Lebovici
8. Philippe Artières, « L’histoire sociale n’est pas de l’art ! », in Liberation.fr, 8.01.2017
9. « Soulèvements », семинар Жоржа Диди-Юбермана в 5 частях
10. L’Album de l'art à l'époque du Musée imaginaire, par Georges Didi-Huberman. Лекции Жоржа Диди-Юбермана в Лувре
Комментариев нет:
Отправить комментарий