вторник, 21 февраля 2017 г.

[Кураторство в лицах] Харальд Зееман / Harald Szeemann



Имя: Харальд Зееман
Страна: Щвейцария
Образование: Искусствоведение, журналистика
Кураторский стиль: куратор- драматург
Известные проекты:
When attitudes becomes form : live in your head, Берн, 1969
Documenta V, Кассель, 1972


« Патриарх кураторства » , « изобретатель кураторства », « отец », речь идет, конечно, о Харальде Зеемане, первом независимом кураторе. После осуществления первых крупных кураторских проектов, он становится культовой личностью в современном искусстве и понемногу его биография обрастает легендами. Его проекты и методология становятся сюжетами докторских диссертаций и научных публикаций. Елена Яичникова посвятила ему отличную обзорную статью для первого ознакомления, а статьи Екатерины Щербаковой и Марины Бирюковой, которая, к слову, посвятила свою кандидатскую диссертацию выставкам Зеемана, предлагают более углубленный анализ его кураторской методологии. (См. список литературы и ссылки)



История одного проекта


Вид экспозиции «Когда отношения обретают форму». Кунстхалле, Берн, 1969
©  Из книги Harald Szeemann. Individual Methodology. JRP I Ringier, 2008


Наследие и вклад в искусство и кураторство, оставленные Зееманом, огромны. Сосредоточимся на одном его кураторском проекте, пожалуй, ключевом в его карьере - When attitudes becomes form : live in your head« Событие без прецедентов, выставка без модели », как характеризует ее Жан-Ив Жуанне, арт-критик и писатель (1). Способный уловить дух времени, Зееман организует первую масштабную выставку концептуального искусства, которая представляет публике новую тенденцию в искусстве - его дематериализацию. Выставочный формат адаптируется к этому новому искусству, в котором фокус перемещается от материальных объектов к нематериальным формам: хэппинингам, акциям, перформансам, о чем говорит подзаголовок выставки «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация». Как пишет Елена Яичникова, « проект Зеемана пересмотрел традиционный музейный формат выставок в поисках адекватных способов представить новое искусство и предъявил его первые находки в области кураторской практики »(2). Конкретно, процессуальный характер произведений искусства находил свое отражение и в глобальной концепции проекта: выставка больше напоминала мастерскую художника, нежели традиционный музей. Сценография и пространственное расположение произведений тоже были совершенно новыми и соответствовали духу времени: Зееман размещал работы разных художников рядом друг с другом, в одном зале, устраняя барьеры между ними, также как и делая их более доступными для зрителя (без цоколей, без оград). Сегодня такая картина кажется совершенно нормальной в любом музее и галерее, однако в ту эпоху кураторы музеев отводили каждому художнику по отдельному залу.

Новизна и радикальность этого проекта предопределяют в некоторой степени тот факт, что впервые выставка приравнивалась к произведению искусства, а куратор сравнивался с художником, который пытается выразить свою точку зрения и отразить свое мировозрение. Показательно, что именно Зееман как куратор нес ответственность за деструктивные действия художников, за что и поплатился: после этой выставки ему пришлось покинуть должность директора кунстхалле Берна.


Эта выставка в каком-то роде становится своеобразным итогом работы Зеемана в Бернском кунстхалле и точкой отсчета его международной карьеры.




WHEN ATTITUDES BECOME FORM: BERN 1969/VENICE 2013.
Photo: Attilio Maranzano. Courtesy Fondazione Prada


Интерес и внимание к этой культовой выставке подтверждаются тем фактом, что она одна из немногих, воссозданных в наше время и к тому же как (неофициальная) часть Венецианской биеннале 2013 года, к 65-й годовщине её создания. Эта реконструкция заставляет задуматься над центральными для истории кураторства и выставочный деятельности вопросами: в чем секрет успешного кураторского проекта: концепция? выбор художников? дискурс? произведения искусства? сценография? внимание прессы?

Как мне кажется, репродукция выставки 1969-ого года в Венеции 2013-ого года позволяет найти ответы на этот вопрос. Несмотря на усилия кураторской команды воспроизвести оригинальные ощущения от просмотра зеемановской выставки : изучение планов и построение точной копии залов под руководством Рема Кулхаса, копирование расположения произведений искусства благодаря фотоархиву, собрание работ художников в практически оригинальном составе, толстый аналитический каталог, - что-то все-таки не так. Что-то поменялось, исчезло навсегда. Время и место - не те: выставка больше не соответствуют духу времени и напоминает больше запыленного « зомби » (3), нежели « клона ». Анна Толстова (4) замечательно подчеркивает эту особенность: « Харальд Зееман поймал тот момент, когда понятие формы было радикальным образом — возможно, даже более радикальным, чем в эпоху авангарда,— переосмыслено. Джермано Челант меланхолически фиксирует состояние, когда эта радикальная форма стала формализмом: достаточно пройтись по павильонам и выставкам биеннале, чтобы понять, что все это в первый раз было на зеемановской выставке, что все — суета сует, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Возможно, нам просто не хватает таких, как Харальд Зееман, кураторов. »




Список литературы и ссылки


1. Jean-Yves Jouannais, « Preface » in Harald Szeemann, col. Les grands entretiens d’artpress, imec éditeur, 2012.

2. Елена Яичникова, Харальд Зееман, изобретатель кураторства, OpenSpace, 27/01/2010. http://os.colta.ru/art/projects/12100/details/15775/

3. CC, « WHEN ATTITUDES BECOME FORM 1969-2013 », in TRACÉS, n° 21, 30/10/2013.  https://www.espazium.ch/uploads/55dc7129ae219.pdf

4. Анна Толстова, Формализм в хорошей форме. « Когда отношения становятся формой" в Фонде Прада, Газета "Коммерсантъ", №96 от 06/06/2013, стр. 15.
http://www.kommersant.ru/doc/2204702



Hans Ulrich Obrist, A Brief History of Curating, JRP | Ringier,2009.

Harald Szeemann - Méthodologie individuelle, Zurich, JRP|Ringier, 2008.

Nathalie Heinich, Harald Szeemann, un cas singulier, entretien, Paris, L’Echoppe, 1995.

Екатерина Щербакова, Харальд Зееман: такой же первооткрыватель, как и все мы, ЛОГОС, ТОМ 25, # 5, 2015. http://logosjournal.ru/arch/83/107_2.pdf

М.В. Бирюкова, «Куратор как художник» и «выставка как произведение искусства» в западной культуре второй половины ХХ в. Харальд Зееман и его выставочные проекты, ОБЩЕСТВО. СРЕДА. РАЗВИТИЕ (TERRA HUMANA), 2010. — T. 3(16), — С. 181-185.

http://rus.neicon.ru:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/5921/8_10_03_36.pdf

Ирина Кулик, Умер Харальд Зееман, Газета "Коммерсантъ", №30 от 21/02/2005, стр. 21. http://www.kommersant.ru/doc/549163

Комментариев нет:

Отправить комментарий