Мечтаете стать куратором выставок, но не знаете с чего начать? В этой статье - несколько советов, как перейти от теории к практике!
Как бы очевидно это не звучало, но в кураторстве, как и в любой другой профессии лучше начинать работать как можно раньше, то есть еще во время учебы в университете, или даже до поступления в университет! Так как если вы по окончанию вуза окажетесь с дипломом, но без портфолио, то вам верная дорога на биржу труда. Итак, советую вам подготавливать ваше творческое портфолио (кураторские проекты, участие добровольцем в подготовках выставок и прочее) еще учась в вузе, это вам очень пригодится, когда вы будете выпускником и молодым куратором в поиске работы!
Лучше не пытаться в качестве своего первого проекта отвечать на open call для кураторов, даже если он адресован молодым кураторам, нужно все равно уже иметь какой-либо опыт, чтобы тягаться силами с профессионалами. К тому же, будем реалистами, известные или подающие надежды художники, которые уже выставлялись зарубежом или сделали свои персональные выставки наврядли согласятся с вами сотрудничать (все по тем же причинам)...
Мне кажется, что наилучшее время для первого кураторского проекта - это последние курсы университета, когда вы уже на "ты" с искусствоведением, проблемами и концептами современного искусства, у вас уже наверняка были занятия по арт-менеджменту и культурной экономике. Вот это идеальный момент, чтобы воплощать все эти теоретические знания на практике. А идеальная для этого площадка - университет!
Думаю, можно без преувеличения сказать, что во всех французских вузах (в России скорее всего тоже) есть отдел студенческих инициатив, а зачастую и выставочные площадки, а иногда и кинотеатр или концертный зал (как в Нантерре например). Этот отдел студенческих инициатив рассматривает предложения студентов и помогает им в их реализации, а иногда даже может предоставить маленький грант. Так например, одна моя знакомая французская художница смогла организовать свою первую персональную выставку в помещениях университета. А другая подруга со своим классом получили стипендию (250 евро) на реализацию педагогического проекта. В моем университете Нантерре практически каждую неделю проходило множество таких мероприятий по студенческим инициативам: продажа хэндмейд украшений, сбор средств для ассоциации, концерт, выставка и так далее. Почему бы не воспользоваться этим шансом?
Вот и я так подумала! И организовала свой первый кураторский проект...
Да, это было в 2014 году и нас было четверо. Трое художниц-перформеров и я.
Все началось со знакомства с одной из художниц, которой я предложила сделать вместе выставку. (Да, раз уж об этом зашла речь, если вы не дружите с мегакрутыми художниками, которые пойдут за вами хоть на край света, тогда для вашего первого проекта предлагайте скорее сотрудничество молодым художникам : недавним выпускникам или же студентам.) Она меня свела со своими коллегами, с которыми они готовили совместный проект, мы поговорили о концепции и формате выставки.
Затем началась организаторская работа: сделать презентацию проекта (презентация - всему голова!), сначала письменную, потом в ходе встречи с отделом студенческих инициатив еще одну, устную. Мы обсудили время и место мероприятия и формат, а также нам было предоставлено оборудование для проекции видео и звука.
В типографии при университете мне удалось распечатать афиши и флаеры за смехотворную цену, чтобы их расклеить и раздать и обеспечить рекламу для выставки.
После нескольких технических проблем, мы наладили оборудование и перформанс прошел на ура! Художницы были на высоте!
Лучше не пытаться в качестве своего первого проекта отвечать на open call для кураторов, даже если он адресован молодым кураторам, нужно все равно уже иметь какой-либо опыт, чтобы тягаться силами с профессионалами. К тому же, будем реалистами, известные или подающие надежды художники, которые уже выставлялись зарубежом или сделали свои персональные выставки наврядли согласятся с вами сотрудничать (все по тем же причинам)...
Мне кажется, что наилучшее время для первого кураторского проекта - это последние курсы университета, когда вы уже на "ты" с искусствоведением, проблемами и концептами современного искусства, у вас уже наверняка были занятия по арт-менеджменту и культурной экономике. Вот это идеальный момент, чтобы воплощать все эти теоретические знания на практике. А идеальная для этого площадка - университет!
Думаю, можно без преувеличения сказать, что во всех французских вузах (в России скорее всего тоже) есть отдел студенческих инициатив, а зачастую и выставочные площадки, а иногда и кинотеатр или концертный зал (как в Нантерре например). Этот отдел студенческих инициатив рассматривает предложения студентов и помогает им в их реализации, а иногда даже может предоставить маленький грант. Так например, одна моя знакомая французская художница смогла организовать свою первую персональную выставку в помещениях университета. А другая подруга со своим классом получили стипендию (250 евро) на реализацию педагогического проекта. В моем университете Нантерре практически каждую неделю проходило множество таких мероприятий по студенческим инициативам: продажа хэндмейд украшений, сбор средств для ассоциации, концерт, выставка и так далее. Почему бы не воспользоваться этим шансом?
Вот и я так подумала! И организовала свой первый кураторский проект...
Да, это было в 2014 году и нас было четверо. Трое художниц-перформеров и я.
Все началось со знакомства с одной из художниц, которой я предложила сделать вместе выставку. (Да, раз уж об этом зашла речь, если вы не дружите с мегакрутыми художниками, которые пойдут за вами хоть на край света, тогда для вашего первого проекта предлагайте скорее сотрудничество молодым художникам : недавним выпускникам или же студентам.) Она меня свела со своими коллегами, с которыми они готовили совместный проект, мы поговорили о концепции и формате выставки.
Затем началась организаторская работа: сделать презентацию проекта (презентация - всему голова!), сначала письменную, потом в ходе встречи с отделом студенческих инициатив еще одну, устную. Мы обсудили время и место мероприятия и формат, а также нам было предоставлено оборудование для проекции видео и звука.
В типографии при университете мне удалось распечатать афиши и флаеры за смехотворную цену, чтобы их расклеить и раздать и обеспечить рекламу для выставки.
После нескольких технических проблем, мы наладили оборудование и перформанс прошел на ура! Художницы были на высоте!
Единственная загвоздка - нам не очень повезло с датами, которые нам выделил культурный отдел... Наша выставка проходила в разгар экзаменационной сессии, и многим студентам было не до современного искусства! Но это уже совершенно другая история...
Удачи вам с вашей первой выставкой!
Удачи вам с вашей первой выставкой!
-----
Готовятся к публикации:
- рецензия на книгу DURING, Elie, GONZALEZ-FOERSTER, Dominique, GRAU, Donatien, OBRIST, Hans Ulrich, Qu’est-ce que le curating ? Manuella éditions, Paris, 2013.
- NEW! Новая рубрика [Кураторство в лицах]
Комментариев нет:
Отправить комментарий